- Мама, наденьте шапочку, он же ушки у вас простудит.
- Посмотрите, в санки снег нападал, сидеть холодно, вот он и плачет, бедненький.
- Ему же неудобно так болтаться у тебя за спиной.
- Вы что, его еще не брили? Обязательно малышей брить надо.
- Лучше бы он в детский сад ходил, чем каждый день с тобой дома сидеть.
- Вот будет спать с тобой, потом отучить не сможешь.
- Вы только антибиотики не давайте ему.
- Малыш, на конфетку. Мама, ну чего вы отбираете, я же угостила. Пускай поест.
- А почему он на прогулке в памперсе-то? Отучай, пора уже.
- Докорми его, он вообще ничего не поел, слышишь?
- Да что же ты за мать такая!
- Ты вообще мать или кто?
И так далее, и так далее. Мы все это слышим. Практически каждый день. Дома от родственников, в гостях у друзей, в метро, просто на улице, когда гуляем и на материнских форумах в интернете. Кто-то все время знает лучше, во что одеть, как лечить, чем кормить и по какой системе (или без всякой системы вовсе) воспитывать нашего ребенка.
Кто-то все время норовит нам сказать, что мы недостаточно хорошие или даже откровенное плохие мамы. Надо быть настороже, вдруг мы навредим собственным детям.
Вот я, ко всему прочему, выгляжу лет на 19 (мне на самом деле 28). Ну как тут не подсказать, я же совсем девчонка и ребенка своего угробить могу ненароком.
Ехали мы как-то с сыном в троллейбусе. Он тогда был мелкий, приходилось давать что-то в руки-в рот, чтобы он чесал зубы и не скучал в дороге.
На этот раз роль отвлекающего предмета выполняла детская расческа для волос с длинным ворсом. Ее страсть как хотелось облизывать. И это страсть как раздражало одну из пассажирок. Сперва она просто укоряюще смотрела.
Потом тяжело вздохнула и стала обсуждать меня-ехидну с соседкой. Потом случился характерный диалог:
— Мама, он у вас щетку в рот тянет.
— Спасибо, я вижу (с улыбкой).
— Девушка, выньте у него изо рта щетку (настойчиво).
— Спасибо за подсказку, все в порядке.
— Вы думаете, я вас боюсь?
— Нет, я про вас ничего не думаю.
— Что вы себе позволяете. У вас ребенок щетку жует! Вы вообще не соображаете ничего? Вы вообще мать? Мы в свое время все сделали для того, что бы вы жили хорошо. И ваши дети – это наши дети, мы за ними следить должны и заботиться, потому что вы этого как видно делать не собираетесь.
Детская расческа, казалось бы. Может, она была похожа на щетку для обуви? Тогда это действительно смешно.
Людей, которые хотят подсказывать, советовать, учить, вмешиваться и заботиться о моем ребенке лучше меня – меньше не станет. Они были и будут, ничего тут не поделаешь. Нужно просто удерживать наши с ребенком границы.
Да, уметь вовремя прислушаться к совету, трезво оценить критику, подправить что-то, скорректировать решение исходя из опыта другого – это важно и хорошо. Я не говорю, что необходимо отталкивать любую помощь и затыкать уши всякий раз, когда слышны советы. Но если у вас, как у меня, нет уверенности в себе, если вы и так считаете себя недостаточно хорошей мамой, лучше настраивать себя на правильную волну.
Привет, я – мама. Этот замечательный малыш – мой сын. И у нас все в порядке. Вам кажется, что у происходит какой-то ужас-ужас? Мне жаль, я ничем не могу вам помочь.
И мне помогать не надо, если я об этом не прошу. Когда мне понадобится помощь, совет, здоровая критика, опыт, экспертное мнение – я обязательно обращусь к тому, кому доверяю.
Все решения, которые касаются моего ребенка, я могу и должна принимать сама. Это – сфера моей ответственности, мой выбор, поле для экспериментов. Это мои решения, с последствиями которых разбираться тоже буду я.
«Сашенька. Последний год»: фрагменты из записок отца о смерти дочериБывает, я ошибаюсь. И я буду ошибаться в будущем. Это нормальное течение жизни – принимать решения, совершать ошибки, исправлять их, выравнивать курс, получать новый опыт, прислушиваться к интуиции или советам близких. Ошибаясь, я не становлюсь худшей мамой на свете.
Нет, ему не холодно, он всегда ходит босиком дома. И он не плакса, а просто расстроен, как может расстроиться любой другой человек. Да, я настаиваю на том, что угощать моего ребенка (особенно сладостями) можно только с моего разрешения.
Да, он будет болтаться в рюкзаке, потому что гулять по лесу с коляской не очень-то удобно. Нет, я не собираюсь заставлять его доедать до чистой тарелки.
Я знаю, вы хотите как лучше, вы желаете мне и моему малышу добра. Пожалуйста, не делайте мне замечаний при ребенке. Не давайте оценку моим действиям в отношении него, когда он рядом.
Если вы хотите что-то посоветовать, спросите, можно ли мне подсказать. И уважайте мое решение, если я откажусь от обсуждения своей материнской компетентности.
Что я за мать-то такая? Достаточно хорошая, чтобы выдерживать мнение других о том, что я «плохая». Я вообще мать? А как же! Я самая прекрасная мама для своего ребенка. Лучше, чем я, о нем никто не сможет позаботиться.
Автор — психолог Мария Рожкова