Женскую часть нашего населения никогда особенно не учили себя жалеть. Если силы есть, если ты ползаешь и дышишь, ты должен функционировать и отдавать себя, тогда ты будешь хорошая мать и настоящая хозяйка. Свободы выбора не остается: хочешь — не хочешь, ты должен это делать.

Мы все, наверное, знаем, что если тратить то, чего нет, или тратить больше, чем остается, то произойдет выгорание. И иммунитета к выгоранию родительскому почти ни у кого нет. Чтобы выйти за пределы этого видения, нужно иначе, с какого-то другого угла, исходя из других приоритетов, на все это посмотреть, потому что обычно деятельность — как сачок — не оставляет выбора не делать. И получается, что делать проще, чем не делать.

Некоторые люди могут не делать, только когда их вырубает физически. Это у нас как национальная норма: переступить через себя, не почувствовать порог усталости, не увидеть порог усталости состояния другого. Это десятилетия очень тяжелой жизни, бытовой и социальной, когда нужно не чувствовать себя, чтобы просто через все это проходить. Три-четыре поколения тяжелейших условий.

Чому треба себе жаліти

Если посмотреть на историю своей семьи, то можно найти историю начала переработки и гиперфункционирования, подчас в ущерб себе и здоровью. У некоторых, кто не учится останавливаться, годам к тридцати-пяти – сорока возникают соматические стопоры.

До этого здоровье держит, но после этого возникают простудные заболевания, у кого-то сердце, у кого-то что-то другое – если человек не учится сам себя сберегать. Конечно, до этого лучше не доходить.

Тут вопрос, на чем держать фокус: на деятельности или состоянии. Я думаю, что у нас — почти у всех — фокус на деятельности в условиях перегрузки. Если вы помните игру, как волк ловит яйца, то там яйца несутся с такой скоростью, что их просто невозможно поймать.

И если при обвальном количестве дел у вас единственная стратегия – ловить их, то будет некомфортно. Нужно не делать эти дела истерически, а выбирать другие способы справиться.

Когда все дети маленькие, особенно в многодетных семьях, перегрузка происходит очень большая, в основном — на бытовом уровне. И мамы говорят: «Раньше я думала, что, если сделала 90%, то я молодец. Теперь я думаю, что, если я сделала 10%, то тут я молодец. А если я сделала 20-25% из того, что необходимо, то я уже перетрудилась, и никому не хорошо».

Хватит звонить ребенку! Как родители умудряются портить детям жизнь даже на расстоянии

Выбирать следует не большее число из того, что можно сделать: напрягшись, не выспавшись, увеличив темп, не поев, не почитав, — не большее количество, а меньшее, сильно меньшее. И тогда оказывается, что ничего не меняется принципиально: какие-то функции кто-то взял в семье – что-то, что вы не доделали; что-то оказалось не таким важным; что-то вы оценили и поняли, что нужно делегировать. Способ, заповеданный нам мамами и бабушками, когда надо сделать все-все-все, я предлагаю пересмотреть.

А еще надо понимать, что родительство — не спринт. Это марафон, и он очень длительный. И выиграет не тот, кто больше дел переделает, а кто до правнуков доживет в здравом уме, твердой памяти и с нормальным характером.

Екатерина Бурмистрова

Фрагмент из цикла «Мама всемогущая. Тайм-менеджмент для родителей» 

Смотри видео о том, как правильно себя жалеть:

Больше интересных материалов читай на Clutch!

Ще редакція Сlutch радить прочитати:

Топ-5 перекусів: корисна ситість під рукою